Геннадий ДУБРОВ. Стихи www.dubrov-g.narod.ru |
Пришло время Великого поста - самого
продолжительного по времени и считающегося особым, наиболее важным из всех, о чём говорит само
его название. Всё ли мы знаем о том, что такое пост, в чём его главенствующее значение?
● Главная
Сегодня у многих сложилось отношение к посту как к своего рода лечебному голоданию. "Вот, пособлюдаю пост, заодно и фигуру подправлю", - думает иная представительница прекрасного пола. Кто-то видит в посте с его временным отказом от мяса, рыбы, яиц, молока и масла, заменяемых набором круп и овощей - панацею от хворей. Что и говорить, польза от воздержания от пищевых продуктов животного происхождения, безусловно, будет. Известно великое множество случаев, когда болящие по окончании поста чувствовали значительное улучшение или выздоравливали полностью. Но ведь не многие, слышавшие о таких исцелениях от знакомых, давали себе труд вникнуть в суть явления, - что не только, и не столько путём говения - ограничения себя в еде - человек обретал здоровье. Такое понимание поста существенно искажает его суть. Воздержание от пищи, - важная, но далеко не первостепенная составная часть поста.
Нельзя считать постом лишь одно соблюдение правил о невкушении скоромного в постные дни без напряжённой духовной работы. А именно - без смирения и покаяния, без воздержания и прощения, без искоренения злых помыслов и очищения сердца через усердную, искреннюю молитву. Более того, исключительно физиологический пост, который правомернее было бы называть диетой, может быть даже вреден для души человека, так как нередко даёт повод чувствовать некое превосходство над другими. Кстати, именно поэтому тем, кто соблюдает пост, рекомендуется держать этот факт в тайне от окружающих, дабы не смутить тех, кто из-за болезни, немощи или преклонных лет не может поститься (если по каким-то причинам постящийся вынужден нарушить пост, вкусив, например, в гостях, в дороге или в командировке, скоромную пищу, не стоит сильно расстраиваться. Если есть возможность продолжить пост, надо это сделать).
Прежде чем приступать к посту, не лишним будет помнить, что пост без соблюдения заповедей Божиих не угоден Богу, а потому практически теряет всякий смысл. Телесному посту непременно должен сопутствовать пост духовный. И заключается он как в предохранении себя от мирских страстей и пороков, в не делании зла, так и в активном творении добрых дел. Ведь только тогда и вера наша может считаться истинной, когда она деятельна. Пост телесный второстепенен - он лишь средство, которое должно способствовать более полному очищению духа путём истончения его поработителя - плоти (конечно, в разумных пределах). Обычно в повседневной суетной жизни дух незаметно для человека оказывается пленённым плотью. Через неё он легко цепляет те или иные грехи, обрастая ими, он словно оказывается частично или полностью погребённым земным, тленным и тлетворным. Человек, переставая быть рабом Божиим, превращается в раба плоти. Угнетение тела во время поста призвано освободить душу из плена, сделать её если не полностью свободной от того, что изначально не свойственно ей, то хотя бы менее зависимой от диктата плоти. Само же тело одухотворяется, приучается к духовной жизни. Только такое - истинное - очищение способствует духовному воссоединению постящегося с Богом. При этом очищение нужно не Господу, оно, прежде всего, призвано помочь верующему на его пути ко спасению собственной души. Как говорил преподобный Серафим Саровский, истинная цель нашей христианской жизни состоит в стяжании Духа Святаго Божия, пост же, бдение, молитва, милостыня и другие добрые дела, творимые ради Христа, - лишь средства для стяжания этого Святаго Духа.
Пост - это личный подвиг человека, паломнический путь - временами довольно тяжёлый, но всё-таки светлый и радостный, так как ведёт к Богу. Он не виден окружающим, но от этого не утрачивает своей важности. Ещё более значимым становится этот подвиг, этот путь, когда потенциал человеческой души в её стремлении к Добру, к Богу направлен не только вовнутрь, но и вовне. Ни для кого не секрет, что зачастую в нашем намерении любить Бога, мы часто забываем о любви к ближним. Наблюдать такую картину нередко можно, как это ни удивительно, даже в некоторых храмах, когда, вроде бы, благочестивые с виду старушки-служки довольно грубо обходятся с прихожанами, которые, как им кажется, делают что-то не то или не так. Терпения, такта, душевной теплоты и умения прощать обиды не хватает и в отношениях между самыми близкими родственниками.
Горькими приметами нашего времени стали переполненные детские дома и приюты, интернаты для престарелых. Родители отказываются от своих детей, так же как и многие ставшие взрослыми дети, забыв об одной из заповедей - "Чти отца твоего и мать твою, да благо ти будет, и да долголетен будеши на земли" - сплошь и рядом не желают выполнять свой сыновний долг по отношению к родителям, вырастившим их.
Гнев, осуждение, раздражительность и враждебность стали обычными явлениями во взаимоотношениях между коллегами по работе, в школе и в институте. Что уж говорить о совершенно чужих, незнакомых людях… Черствость и озлобление царят в сфере бытового обслуживания, средоточением негатива в последние годы стали российские автодороги… Непостижимо, мы фактически научились перешагивать через лежащего на улице человека без каких-либо угрызений совести! Мало того, встреченный на пути бездомный бродяга, заклеймённый современным обществом презрительным словом "бомж", в большинстве из нас вызывает не сострадание за человека, лишившегося, как правило, криминальным путём своего жилья, и оказавшегося на самом дне социума, а брезгливость или даже отвращение: "Фу, от него воняет!". Малолетних беспризорников, инвалидов и нищих стариков мы провожаем безучастными взглядами. Оправдывать такое поведение тяжёлым временем, в которым всем нам выпало жить, по меньшей мере, - малодушие.
Великий пост - время, которое даётся нам, чтобы попытаться что-то изменить в своём отношении к окружающему, проявить высшие способности духа, которые Господь заложил в каждом человеке. Сделать свою веру поистине деятельной можно, встав на путь милосердия: "Будите убо милосерди, якоже и Отец ваш милосерд есть" (Лк. 6, 36).
Один из положительных моментов поста заключается в том, что, заменяя в своём рационе скоромную, дорогостоящую пищу на простую и, следовательно, более дешёвую, человек тем самым получает возможность выкроить из своего бюджета средства и направить их на помощь нуждающимся. Тех, кому живётся гораздо хуже нас, - стоит лишь присмотреться, - вокруг очень и очень много: это не абстрактные люди, они конкретны, они среди нас, они живут рядом с нами, они нуждаются в нас.
Но как же непозволительно часто человеческая масса вокруг взывающих о помощи ничем не отличается от пустыни! Государство, заботясь о населении страны в целом, создавая службы социальной поддержки, многочисленные учреждения для социально незащищённых, не в состоянии окружить заботой и любовью каждую отдельную конкретную личность. Это по силам только близким - близким не по степени родства, хотя и им, конечно, тоже, и им - в первую очередь, а по тому сближению, которым Господь по своему тайному промыслу в жизнь человека благополучного вводит того, кто остро нуждается в помощи, и наоборот…
Проявляя милосердие к больным и обездоленным, к малышам, лишенным родительского тепла, к инвалидам и ветеранам, от которых отказались родные, помогая им деньгами, вещами или продуктами питания, посещая их в неуютных обителях скорби, мы не только помогаем этим людям в горе или нужде, но и открываем своё сердце Добру и божественной благодати. Возможность оказать помощь тем, кто в ней особо нуждается, есть всегда. Сегодня создано много некоммерческих благотворительных организаций и фондов, объединяющих тех, кто неравнодушен к чужой беде. Можно перевести средства для больного ребёнка, сдать кровь для спасения чьей-то жизни, передать церкви продукты питания для малоимущих, узнать в ближайшем совете ветеранов адрес фронтовика, которого некому поздравить с праздником… В чём будет выражаться ваша помощь - решать только вам. Иногда бывает достаточно даже живого участия, искреннего доброго слова для того, чтобы обогреть чью-то душу. Но даже это - большая редкость в современном мире…
Много ли надо для того, чтобы каждый из нас попробовал воплотить в жизнь, казалось бы, такие простые слова одной из главных заповедей Господа Иисуса Христа: "Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим. Сия есть первая и наибольшая заповедь. Вторая же, подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя"? На первый взгляд, не много. На деле же - зачастую непроходимая пропасть отделяет человека от того, чтобы сделать этот шаг, поборов душевную леность, равнодушие и беззаботность. Но сделавший его поистине преображается - словно обретает невидимые крылья за спиной. И помочь в этом преображении через очищение тела и духа, через обновление сердца любовью может время Великого Поста.
В связи с этим особый смысл приобретают слова, с которыми обратятся по окончании Великого Поста верующие миряне и священнослужители ко Господу в Святую и Великую недели Пасхи: "Воскресение Твое, Христе Спасе, ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити".
Автор Геннадий Дубров
"Свободная газета", 02.03.2009
● Стихи о любви
● Статьи
Copiright 2007-2009 www.dubrov-g.narod.ru